anna_sagaydak (anna_sagaydak) wrote,
anna_sagaydak
anna_sagaydak

Category:

Некоторые пункты о факте Воскресения Христова

Это перепост довольно интересных богословских моментов для моих православных друзей и читателей. Неправославные могут просто молча проходить мимо.

Оригинал взят у ambivalent_r в Некоторые пункты о факте Воскресения Христова
Обрыв первоначальной линии доказательств.
Христианское доказательство – личная встреча с Иисусом (Мария Магдалена, ученики + Фома, ап. Павла и более нежели 500 братий: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор 15:1,3-8). В дальнейшей истории христианства наступает прерывание этого метода доказательства Воскресения. Всем Иисус являлся = это правда, а для нас правда Воскресения в том, что кто-то об этом написал. В остальных случаях христиане предпочитают куда больший скептицизм, особенно когда речь идёт об оккультных сектах.

Конфуз с названием.
Пасха (Песах) – от паса́х (ивр., миновал, прошёл мимо) – в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (Исх. 12:23–27). Позже христиане принципиально отказались праздновать в один день с иудеями, но название осталось.

Коллизия с богословским фундаментом Воскресения.
Воскресение в иудейском и раннехристианском богословии есть часть иудейской эсхатологии и начало всеобщего воскресения. Иначе иудеи вообще не видели смысла в религии, т.к. вся религия была подчинена земному благоденствию. Евр. энцикл: «Учение о воскресении из мёртвых предполагает возможность праведникам, когда-либо жившим на свете, воскреснув, получить в будущем мире свою долю воздаяния за справедливость и праведность».
Такое понимание подтверждается характером аргументации ап. Павла: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:12-23). Так как воскресение Христа есть начало всеобщего воскресения, то Он называется первенцем из умерших, за Которым вскоре последуют остальные. «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство» (Кол.1:18). «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных». Отсюда важность того акцента, который дурно выглядит для современного христианства – не Иисус воскрес, а Бог воскресил Его. Т.е. проводится параллель с пассивностью каждого мертвеца и воскрешающей силы Бога (как в видении Иезекииля). Цитаты: «Дух Того, Кто воскресил Иисуса живёт в вас» (Рим. 8,11). «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2,24) «Сего Иисуса Бог воскресил» (2,32) и «соделал Господом» (2,36) + Пётр присовокупляет цитату, где Иисус со вне воскрешён Богом как праведник (2,27). Неслучен у ап. Петра и тот ньюанс, что чудотворность Иисуса происходит не от Него и Его божественности, а исключительно от Бога: «Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деян. 2,22). Вообще, проповедь ап. Петра на 50-цу (Деян. 2,14-40) с точки зрения позднейшего христианства архивесьма еретическая. Простим миссионера?!

Раннее понимание воскресения невозможно без хилиазма (земного тысячелетнее-бесконечного царства). Премилленаристские взгляды исповедовало большинство авторитетов 2-3 вв.: Папий Иерапольский, Иустин, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский; Тертуллиан, Лактанций, Юлий Африкан и др.
Папий Иерапольский († 155): «После воскресения мертвых наступит Тысячелетнее Царство, когда Христос установит Своё Царство на земле». Папию же принадлежит лирическое описание этого времени: "Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на каждой лозе будет десять тысяч побегов: на каждом побеге будет по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: «Я лучше её, сорви меня и возблагодари мною Господа». Это почти цитата иудейского апокрифа «Апокалипсис Баруха»: «Земля даст свой плод семдесять-тысяч. И на одном винограднике будет тысяча лоз, а одна лоза будет иметь тысячу гроздов, а один грозд будет иметь тысячу ягод, а одна ягода принесет кор (больше 360 литров) вина». Ириней Лионский считал речь Папия о виноградниках прекрасной и полностью принимал его идеи.
Иустин Мученик († 165): «Я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится».
Наше духовно переосмысленное учение о спасении утеряло конструктивную необходимость в воскресении. Оно даже в эсхатологии выглядит как сбоку бантик. Объясняется оно тем, что ни блаженство, ни муки без тела не ощущаются в полной мере.

Конфуз со структурой и содержанием празднования субботы/воскресения.
Воскресение не может наступать каждый 7-й день как суббота. Наступление субботы логично: 6 дней делай, в 7 день отдыхай. Он наступает в силу предыдущих рабочих дней, а воскресение есть событие встречи и Причастия Богу, оно не следует от того, что перед ним было 6 или 16 дней. Воскресение есть паруссия.

Конфуз с не/тождеством воскресших тел. Он возник после перехода с иудейского понимания воскресения на эллинское и неразрешим для тех, кто этого не заметил.
Догматика Давыденкова § 2.5.4: «воскресение – это не создание новых тел и не изменение душ, а воссоединение души со своим собственным телом... По учению Церкви, воскресение не есть реинкарнация, т. е. облечение души в некое новое тело. После воскресения тела будут существенно те же, какие были соединены с известными душами в продолжение настоящей жизни». 2.5.5. «Хотя тела воскресения будут тождественны телам живущих по существу, тем не менее они будут отличаться по своим свойствам, поскольку мертвые воскреснут в преображенных по образу тела воскресшего Христа телах. Таким образом, можно указать 4 отличительных свойства будущих воскресших тел. Они будут нетленными, светоносными, подобно телу Самого Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе. в) непричастными изнеможению и немощам настоящей жизни вообще; г) духовными, т. е. более тонкими и легкими в сравнении с нынешними телами, или, по словам ап. Павла, небесными». Вот тебе, батенька и тождество!


Исповедание воскресения:
Важно, что Бог и воскрес человеком, а не духовным Богом! Значит Он с нами всерьёз и навсегда, значит и светлая потусторонность – удел человека, а не только Бога и ангелов!
Кому посложнее – есть православное учение о рекапитуляции, впервые изложенное Иринеем Лионским: Господь Иисус Христос есть «восстанавливающий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека». Христос заново возглавил всё человечество, а через него и всю тварную природу. Он есть новый возглавитель твари, который, «всё восстановляя в Себе... и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время». Воскреснув из мертвых, Христос как Новый Адам дарует воскресение всему человеческому роду. В.Н. Лосский: «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить».
Tags: перенаправлялка, религия
Subscribe

  • Как мы в cashflow играли

    Когда-то мне Танька рассказала о том, как играла сама, что ей понравилось, что она для себя вынесла, и яро рекомендовала тоже на неё попасть. Из…

  • Квестовый поход

    Приехали наши дорогие любимые Вика с Кроликом из Ирландии, и я вчера с ними встретилась, составить им компанию в квест-рум. Ребята выбрали…

  • Экстравыходной

    Вчера у нас был выходной. Неважно, по какому случаю, важно, что на работу идти было не надо. Просыпаюсь я с утра и думаю "И чё делать-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments